http://s6.uploads.ru/QtCfd.jpg

Некоторые подробности о нынешнем гриппе (свиногриппе) для неспециалистов:

Эпидемиология: начиная с 2009/10 гг у нас и в других странах широко циркулирует грипп А (H1N1pdm09 California), он же — свиной грипп. В прошлом году он уступил пальму первенства другому гриппу А (H3N2), но свои 25% в структуре гриппа все равно имел. В пик эпидемии поражает примерно каждого 4–го — каждого 7–го человека. В связи с низким охватом вакцинации, ежегодно регистрируются тяжелые и летальные случаи. Эпидемия продолжается около 1–3 месяцев, в зависимости от иммунизированной прослойки.

Кратко патогенез: тяжелый грипп, от которого каждый год погибает 250 000 — 500 000 человек, до появления свиного мутанта, развивался в основном у детей до 3 лет и взрослых старше 55–60. Характеризовался ранним присоединением вторичной бактериальной инфекции, у детей — в виде сепсиса («заражение крови»), у возрастных и пожилых — в виде гнойной бактериальной пневмонии. Обычно где–то на 2–3 неделе от пика температуры, на фоне послегриппозной «анергии» (отсутствия сил).

Свиной грипп отличает то, что он стал тяжелее всего протекать у лиц без каких–либо проблем со здоровьем, у спортсменов, закаливающихся, физкультурников, ведущих правильный образ жизни и прочее, в возрасте 20–50 лет. И у беременных (они гибнут при гриппе в 15%–30%, то есть каждая третья). И последовательность иная, осложнения начинаются уже на 3–4 день от подъёма температуры — сухой кашель, за пару дней приводящий к тому, что оба легких перестают дышать. На рентгене — двусторонняя «распространненная» пневмония. Не поддающаяся никакому лечению антибиотиком.

Связано это с тем, что грипп параллельно вызывает несколько процессов: поражает гипоталамус в мозге, заставляя стимулировать температуру и не позволяя ее толком сбивать, поражает сосудодвигательный центр и сосуды в различных органах и тканях, вызывая их повышенную проницаемость, кровь буквально фарширует, в первую очередь, лёгкие, не позволяя им «дышать». На 5–6 день пациенты уже не могут самостоятельно дышать, их переводят на ИВЛ, еще через пару дней они погибают от полиорганной недостаточности.

Еще одна особенность гриппа — организм реагирует на внедрение вируса не просто воспалением, а супер–гипер–ультравоспалением, которое специалисты называют «цитокиновый шторм». Цитокины — вещества, обеспечивающие регуляцию про — и противовоспалительных процессов в организме, типа химической азбуки для иммунных клеток, сосудов, мышечных клеток, которые должны активизироваться и оптимизироваться, ударив воспалением по инфекционному агенту. Так вот цитокиновый шторм характеризуется хаосом, когда воспаление абсолютно не соответствует причинному фактору. Вирус гриппа сам по себе слабенький, дольше 5–7 дней в организме жить не может, легко разрушается на ультрафиолете, антисептиках, нагревании.

Клиника:
озноб, высоченная температура, подскакивающая в часы, до 40–42, не сбиваемая более, чем на 2–3 часа. Ломота в мышцах и костях, жуткие головные боли, боль при движении глаз. Очень быстро присоединяется отек слизистой носоглотки, задняя стенка глотки пылает красным цветом, но при этом отделяемое или очень скудное, или отсутствует. Красные конъюнктивы. Один из ранних симптомов тяжелого течения — появление сосудистых звёздочек на коже, типа сыпи, которая не чешется и не бледнеет при надавливании. Часто появляется на лице после присоединения надсадного, сухого, непродуктивного, раздирающего кашля. Обычно он начинается «из горла», через сутки переходя на лёгкие.

Присоединяется боль в ребрах, каждый кашлевой толчок раздражает, невозможно спать. Мокроты часто нет. Вот на этом этапе, обычно, 5–6 день от начала болезни, пациенты начинают «раскачиваться» в плане «пора что–то делать». И, к сожалению, уже бывает поздно.

Если говорить о лечении тяжелого гриппа, гипертоксических форм, с поражением сосудов, с развитием острого респираторного дистресс–синдрома — речь о инфузионной терапии (капельница с глюкозо–солевыми растворами, контроль диуреза), поддержке надпочечников (кортикостероиды), профилактике бактериальных суперинфекций (антибиотики), а самое главное, правильно выбираемые методы поддержки сатурации (насыщенности крови) кислородом с адекватным отведением углекислого газа и контроль кислотно–щелочного баланса, то есть выбор или кислородотерапии при сохраненном хорошем спонтанном дыхании, или маски, или искусственная вентиляция легких.

По поводу противовирусных препаратов, чтобы было более отчётливо:

Накоплена информация о чувствительности вируса гриппа А к препарату озельтамивир и занамивир. Также накоплена информация о практически 100% нечувствительности гриппа А к препарату амантадин и ремантадин (римантадин).
Другой коллективно накопленной информации у нас для вас нет.

Не спрашивайте советов, «а что поесть для профилактики», «а что поесть для лечения».

Профилактика подразделяется на специфическую и неспецифическую. Неспецифическая крайне важна:

1) избегать контакта с «непривычным» контингентом. Речь о ситуациях, в которых много людей спонтанно оказываются в одном и том же месте впервые и ненадолго. Пример — первые дни после каникул в детсадах, школах, институтах, рабочих коллективах. Поездки куда–либо в общественном транспорте. Гаже всего праздничные мероприятия, в которые силком тащат полубольных.

2) Мыть руки. Обрабатывать их антисептиком. Купить бутылочку антисептического геля и каждый раз протирать им лапы после поручней в транспорте, открытия/закрытия дверей, туалетов, общепитов, прикосновений к деньгам и т.д.

3) Не трогать лицо. Неплохой вариант инфицироваться — курение. Руки подносятся к лицу, затяжка, все вирусы с лап попадают в дыхательные пути.

4) Маска. Работает 2–3 часа. Желательно цеплять на больных, т.к. она ограничивает разбрызгивание соплей.

5) Проветривание холодным воздухом помещения. Прогулки на свежем воздухе. Одеться теплее и жить с приоткрытыми окнами.

6) Специфическая: вакцинопрофилактика. Эффективность её по сравнению с другими прививками не настолько высока, как хотелось бы. Вакцины разрабатывают на будущий эпидемический сезон в течение весенне–летнего периода, в июле ВОЗ собирает данные с центров гриппа по всему миру и формирует рекомендованный состав вакцин для производителей препаратов. Как правило, это 3–4 штамма, классически два варианта гриппа А и один — гриппа B. С 2010 года ежегодно в состав вакцин включены антигены «свиного» гриппа.

Почему продолжаем болеть, раз вакцина работает? Потому, что в России средний охват прививками составляет примерно 26%–28% ежегодно. Технически, при повышении этого уровня до 35%–40%, эпидемия практически невозможна. Охват вакцинацией среди детей несколько выше, около 33%, поэтому и проблем с ними меньше для врачей.

Вакцина не защищает от заболевания, но доподлинно спасает от тяжелых форм и летальных исходов. Во всех «аргументированных» криках антипрививочников отсутствует одно звено: летальных исходов среди привитых не было за все эти пять лет. И ожидайте сразу, что основные антипрививочники (против гриппа) это медицинские работники — медсестры, санитарки, а самые «упорные» — врачи (кроме инфекционистов, пожалуй). Думать придется головой и самостоятельно.

По поводу того, какие вакцины лучше или хуже. Любые вакцины лучше. Какая есть, такую и применяйте. Отечественная, зарубежная, все работают, все достигают своей цели — формируют антитела против штаммов гриппа, которые в виде антигенов входят в состав каждой из вакцин.

Ограничений по прививке от гриппа нет и быть не может. И в первую очередь прививаться должны хронические больные — астматики, диабетчики, гипертоники, онкологические, эндокринологические, неврологические и прочие. Если у человека легкое ОРВИ без температуры — смело прививать. Если с температурой — прививать после её нормализации, не дожидаясь исчезновения всех симптомов. Дети до 8–9 лет, которые ни разу гриппом не болели и ни разу не прививались, для эффективной иммунизации должны получить две дозы вакцины с интервалом в 4 недели. Иммунитет формируется на 2–4 неделе после законченной вакцинации.
Иван Коновалов
Источник - Русский Топ

Теги: свиной грипп, H1N1, рекомендации